Телефон: +7 (495) 7-888-317
Корзина 0

Panel Tool

Layout

Menu

Какие часы не подделывают


ЧАСЫ И ЛЮДИ ИЛИ ИГРА В ИГРУ В БОГАТСТВО

В сети Интернет я случайно наткнулся на сайт о часах, где мое внимание привлекла рубрика «Копии швейцарских часов». Оказалось, это страница интернет-магазина, который продает копии престижных марок часов. Что значит копии часов? Кто их производит и с какой целью? Действительно ли они неотличимы от оригинала? Является ли их изготовление делом противозаконным, или это вполне легальный бизнес? На кого рассчитан такой товар?
Человека, который позже ответил мне на эти вопросы, найти было не сложно. На сайтах значились реквизиты часовых магазинов и частных торговцев. На мои вопросы согласился ответить Максимом Михайленко – директором компании, торгующей как оригинальными, дорогими швейцарскими часами, так и копиями часов швейцарских брендов. Как выяснилось позже, фирма занимается так же ремонтом и реставрацией часов – встреча происходила в гарантийной мастерской компании.
Признаюсь, я надеялся получить от него быстрый 10–15-минутный комментарий, но, встретившись, мы просидели допоздна. Данный материал – результат того долгого разговора. Оказалось, мир часов — это очень интересная во многих отношениях тема. Это, прежде всего, история часового дела, это история технического прогресса, удивительных конструкторских решений. Это соединение дизайнерского и инженерного искусства. Кроме того – это же и глобальная вселенская игра. Игра в богатство, игра в престиж. И – игра в игру в богатства, и игра в игру в престиж. Помните книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры?»

КОПИИ И ПОДДЕЛКИ

Если очень упрощенно, то «брендовые» часы можно разделить на оригинальные и не оригинальные. Последние, в свою очередь, условно можно разделить на копии часов и подделки. Какая между нами разница? Главным образом разница в назначении такой продукции и в отношении людей к тем и другим. Подделки, внешне очень похожи на оригинал.
Подчеркиваем – внешне. И являются вполне «удобным» товаром для недобросовестных торговцев, которые пытаются выдавать их за оригинал (то есть, откровенно обманывает покупателя). Если мастер (или фирма), копируя часы известного бренда, намеревается достичь стопроцентного фотографического сходства с оригиналом, то велика вероятность, что такие часы изначально делаются для черного рынка, и их, скорее всего, будут пытаться продать под видом настоящих. К счастью, обман покупателей никогда не может стать бизнесом. По этому подобные «циганские» варианты встречаются все реже и реже.
Большинство же продаваемых копий часов изначально сделаны как копии. Если выразиться точнее – дизайн копий часов выполнен «по мотивам» дизайна настоящих, с которых они скопированы. Кроме того, в копиях сознательно заложены некоторые незначительные отличия от оригиналов. К примеру, стиль шрифтов, цифры на задней крышке, элементы оформления циферблата и прочее. Существенная часть копий выполняется с прозрачной задней крышкой, по этому всегда можно увидеть главную отличительную деталь часов – механизм. А механизм может рассказать о часах практически все.
И, если эти же часы продают как копию оригинала, честно об этом предупреждая, то тут и комментарий не нужен. Разумеется, что такое деление очень субъективно. Тем не менее, думаю, оно поможет читателю лучше сориентироваться в дальнейшем тексте.

ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ ЭТОТ БИЗНЕС

Почему же живет и развивается такой бизнес как копии часов? Причина тут проста и банальна – деньги. Судите сами. Копии часов стоят в десятки и сотни раз дешевле чем настоящие. Они доступны. И внешне мало чем отличаются от оригинала. Здесь следует подчеркнуть отдельно – в большинстве случаев только внешне. Потенциально рынок у них гораздо больше чем у их дорогих собратьев.
С другой стороны, у копий, и у дорогих часов рынок принципиально разный. Судите сами. Допустим, если человек покупает копию понравившегося ему бренда. То сей факт ведь не может помешать ему в будущем выложить сумму на порядок или два большую для покупки оригинальных часов. Если он действительно хочет купить оригинальные часы.
По этому крупные часовые компании о существовании бизнеса копий конечно же знают. Но до сих пор закрывают на это глаза. Торговля копиями, конечно же, бизнес гораздо более мелкий. И дорогу брендовым компаниям он никак не переходит.

И ЕЩЕ: САМЫЕ ПОДДЕЛЫВАЕМЫЕ

Самой копируемой (подделываемой) в мире маркой часов, по субъективному мнению моего собеседника, является Rolex. Что, впрочем, свидетельствует о качестве и популярности этого бренда. Часы этой знаменитой компании можно увидеть как в каталогах официальных копий, так и в ряду многочисленных подделок (как дешевых так и совсем не дешевых), предлагаемых на черном рынке.
Ситуация с ролексом во всем мире стала придчей во языцах. Вспомните момент из книги «Код Да Винчи», ситуацию, когда полицейский вдруг увидел на руке водителя жутко дорогой Rolex: «Я его купил за 40 долларов, Вам могу продать за 20».
Подобные часы в огромном количестве штампуют где-то в Юго-Восточной Азии. И, продают ведрами, «на килограммы». Они дешевы донельзя.
В Шанхае ко мне прицепился уличный торговец, который, пятясь задом впереди меня, размахивал блестящим предметом: «Ролликс, Ролликс…!» Вначале просил 50 долларов. Я покачал головой, мол, дорого. Думал, отстанет. Но он «висел» на мне весь квартал, сбавляя цену до 30-ти, 25-ти, 20-ти… В конце концов, назойливый торговец надоел моему приятелю, и тот купил у него эти часы за три доллара с одной лишь целью, чтобы китаец испарился. При этом тот явно остался доволен, что «облапошил европейцев».
Тогда у меня не возникло мысли хорошо рассмотреть те часы. Я даже не обратил внимание, были ли они механические, ил кварцевые.
Собственно, качество самих копий тоже есть разное. Максим протянул мне два «Ролекса». Оба не настоящие. Но одни – относительно дорогая копия, заявленная в каталоге магазина, а вторые – грубая копеечная «паленка», оставленная кем-то из посетителей в мастерской. Первые буквально светились идеально отполированными гранями корпуса, все элементы оформления циферблата были выполнены аккуратно. Циферблат также был идеален, его украшали крохотные белые камни – цирконий (в настоящих Rolex, естественно, используют только «лучших друзей девушек»). Впечатление от «паленого» Ролекса — словно кован из рельсы. Хромированное покрытие корпуса слезло, под покрытием явно виден металл, скорее всего латунь. Стекло сильно поцарапано, стрелки потускневшие. Вдобавок, эти часы не шли.
Как выяснилось, в такое состояние дешевая китайская копия может прийти уже через месяц-два эксплуатации. Кроме того, что изделие стремительно теряет товарный вид, оно и быстро ломается. Непрерывная работа в течение пары месяцев таким часам просто вредна — механизм заклинит. В механизмах таких «изделий» даже не используют камни (рубиновые опоры осей шестеренок), и металл трется о металл. В механизмах таких часов не редки случаи встретить приклеенную сверху мест расположения шестеренок бумажную имитацию камней, вместо самих камней.
Понятно, что такие, с позволения сказать, «изделия» изначально не были рассчитаны на длительный срок службы. Они предназначены только для того, что бы «втюхать» их незадачливому покупателю.
К слову, с развитием Интернет технологий появился определенный вид мошеиничества и в часовом деле. Находит клиент Интернет магазин. Где продаются очень классные и дорогие вещи ну за очень смешные деньги. Скажем, часы по стоимости в раза 2 дешевле их себестоимости. При этом обязательным условием получения денег является их перечисление на какой-то расчетный счет. Нет бы насторожиться – бесплатный сыр в мышеловке. Человек перечисляет деньги. И все…

КТО ПОКУПАТЕЛЬ?

Итак, с подделками все более менее понятно. Цель их изготовления – добиться внешнего сходства, чтобы продать под видом оригинала. Такой товар рассчитан на доверчивого простака. А на кого рассчитаны «белые» копии дорогих моделей? Ведь они (копии) тоже стоят не дешево — от нескольких сотен долларов, до пары тысяч?
Прежде всего – большинство покупателей это — мужчины. Во первых часы – это возможно единственный вид «украшений», которые мужчины могут себе позволить. (Если, конечно, считать автомобиль средством передвижения). Во вторых мужчины в большей степени эгоисты – чаще всего покупаются мужские часы. Женщинами покупаются как мужские, так и женские часы.
Почему покупают копии? За много лет работы сотрудники компании «насобирали“ целую коллекцию ответов своих покупателей на этот вопрос. Варианты есть следующие.
•    »Покупаю на подарок, внешний вид очень нравится“;
•    »У меня были настоящие…, очень дорогие. Но я их где-то потерял. Или украли. А эти потеряю – не жалко“;
•    “У меня есть настоящие. Но носить их кардый день жалко. А эти – дешевые. Да и на меня не кто ж и не подумает, что у меня на руке может быть копия…»
Интересную мысль выразил один из постоянных клиентов. «Мы, — говорит, — в своем кругу все играем в одну и ту же игру. Каждый в принципе знает, кому какие часы по карману. И у каждого есть несколько дорогих, оригинальных часов. Но никто не может знать: в данный момент у меня на руке действительно оригинал, или копия! Все знают, что у каждого есть некоторая коллекция копий. Но никто ведь не будет хватать меня за руку, чтобы рассматривать часы под лупой или сличать с каталогом. А часы –то хорошие…» Вот такой вот пример здорового юмора в коллективе. Но знать правду-то все равно любопытно! Для чего нужны копии? Один из ответов — для того и нужны, чтобы сохранялась интрига. Для игры.
Да, интеллигентный человек действительно никогда не схватит за руку другого, и не потянет «для выяснения». В конце концов, уважаемый читатель, согласитесь – какие часы одевать на руку – это личное дело каждого человека. Тем более иногда режет слух от высказываний с высокой трибуны «… у него часы за …0…000 долларов! Ату его!..».
Сразу же вспоминается знаменитое изречение героя Ильфа и Петрова – незабвенного Паниковского – «А ты кто такой!»… Потому что игра должна продолжаться. «Show Must Go On!» плавно переходит «Мапет Шоу».
На сегодняшний день часы могут служить неким условным показателем статуса человека. По этому можно понять, к примеру, ситуацию, когда журналисты хихикают, допустим, над искренностью главного коммуниста страны. Защищающего интересы трудящихся «слоев населения» с сотней минимальных зарплат на руке.
Впрочем, все журналисты уже давно «пасут» депутатов, на предмет кто и какие именно часы носит. И депутаты об этом прекрасно знают – некоторые из них по этой причине часы уже не носят. Некоторые часы прячут, да бы не вызывать неудобных вопросов.
Человек из «верхних слоев» скорее позволил бы оторвать себе руку, чем признался, что эта самая рука окольцована дешевой копией. Но он и не станет надрывно доказывать, что его часы дорогие.

ОРИГИНАЛ ИЛИ КОПИЯ? ЧТО ЛУЧШЕ?

Нужно сказать сразу – в большинстве случаев качество копий не идет ни в какое сравнение с качеством оригинала. Школа и традиции «брендовой» компании и в часовом бизнесе остаются школой и традициями.
Трудно себе представить, что бы особо сложные механизмы (На профессиональном языке часовой мехинизм называется калибром.) производства, скажем, Breguet или Patek Philippe, IWC или Zenith кто-то еще мог бы производить. Во первых, компании потратили на их разработку и доводку очень большие деньги. Конечно же, все калибры защищены авторскими правами. В случае технической реализации стоимость копий таких механизмов была бы сравнима со стоимостью оригиналов. Не говоря уже о сложностях их сборки и настройки. И себестоимость копий, в которых они могли бы быть использованы, тоже получалась бы далеко не «копеечной».
В стоимость дорогих брендовых часов входит не только плата «за лейбу», хотя этот факт тоже имеет место быть. Человек, покупающий дорогие часы покупает, прежде всего качество. Покупает кусочек истории самого бренда. Покупает показатель статуса, если хотите. А этот джентельменский набор стоит очень не дешиво. И стоимость его в последние годы только растет.
Как говорят сами хозяева часовых брендов, «Ограничением стоимости может быть только небо». Другое дело, если рассматривать отношение качества к стоимости. Именно по этому показателю качественные копии могут потягаться с оригиналами. Каким образом?
В часовом бизнеса множество производственных схем, комбинаций и коопераций. На дворе век всеобщей глобализации и кооперации. Собственно, как нет автомобилей, полностью сделанных из только немецких или только японских запчастей, так и не существует швейцарских часов, полностью собранных из швейцарских материалов и комплектующих.
Однако, часть «брендовых» компаний имеют полный цикл производства, и собирают часы из своих же калибров. Скажем, фирмы Audemars Piguet, Blancpain, Breguet, Chronoswiss, Girard-Perregaux, Invicta, IWC, Frank Muller, Patek Philippe, Piaget, Rolex, Ulusse Nardin, Universal Geneve, Zenith самостоятельно изготавливают механизмы для своих часов.
Другие компании владеют престижными брендами, но собирают свои часы на основе калибров, которые покупают у других фирм.
Но в то же время в мире существуют и фирмы, которые специализируются на изготовлении только лишь механизмов. Это такие известные объединения как «ETA», Nouvelle Lemania, Valjoux ( «Валуа»). Концерну ETA, например, принадлежат 15 фабрик только в Швейцарии; 3 фабрики во Франции; по одной в Германии, Малайзии и Тайланде.
ETA — крупнейший часовой концерн, производящий около 100 млн. часовых механизмов в год. На сегодняшний день механизмы ЕТА установлены более чем в половине всех произведенных часов в Швейцарии, и в 10% за ее пределами. Longines, Rado, Tissot, TAG Houer, Zeno — эти, и многие другие прославленные производители часов, давно и более чем успешно, используют в своих изделиях механизмы ETA самых разнообразных калибров.
И некоторые из калибров десятилетиями стоят на конвейере. Естественно, что конструктивно они доведены до максимального совершенства. В результате себестоимость такого калибра минимальна, а качество проверено как временем, так и объемом выпуска. Торговля такими калибрами – отдельный и очень хороший бизнес.
Та же Zeno, к примеру покупает исключительно качественные и надежные калибры производства ETA. При этом компания экономит деньги на разработку, доводку и производство собственных механизмов. Доводит до совершенства корпуса и дизайн своих часов, в которые ставит эти калибры. В результате на выходе получаются часы очень высокого качества по относительно доступной стоимости.
А теперь представим себе, что тот же «Patek Philippe» разработал новую модель элит-класса, скажем, какой – нибудь «Sky Moon Toubillon» за каких – нибудь 180 тысяч евро. Разработал, и самостоятельно выпускает к ней механизм. Рождение подобных часов Patek Philippe сравнивают с рождением ребенка. В сборке и настройке эти часы находятся 9 месяцев. На новинку, естественно, сразу бросается элитный покупатель. Для того что бы купить очередной экземпляр этих часов выстраивается очередь.
Но тут в дело вступают изготовители копий. При этом они не пытаются повторить оригинальный (и потому дорогой) механизм «Patek Philippe», а повторяют лишь внешний вид. Начиняют же изделие проверенным, надежным серийным калибром от той же «ETA». Да, в копии нет всех функций, которые есть у оригинала. Да, она выполнена не из золота, а из стали. Да, в копии не меняется фаза луны. И вообще – луна на циферблате нарисована. Да – это вообще не «Patek Philippe». Такая копия похожа на оригинал только внешне. Хотя и обращает на себя внимание. Но стоит такая копия 2000 гривень а не 180000 евро. И используемый механизм достаточно надежен.
И, на конец, скажем прямо – далеко не все у нас, по крайней мере пока, в состоянии выложить 180000 евро за часы.
Разумеется, фирма-держатель бренда может получать прибыли в десятки процентов. Но и фирма-копировщик тоже имеет свой «кусок масла на хлеб» – при, мягко говоря, значительно низшей себестоимости. Деньги зарабатываются, по сути, на чужой славе.
В большинстве же случаев, изготавливается корпус часов, дизайн которого максимально напоминает дизайн оригинальных часов. Сегодня это совсем не сложно. В них ставится, к примеру тот же самый ETA. И получается вполне приличная по качеству копия, которая не уступит по качеству очень многим часам, из имеющихся на рынке. Начинка то и в правду в них будет швейцарская. Вот такой вот «фокус».
Более того. Производители копий тоже эволюционируют. К примеру, есть копии, тех же Officine Panerai или Piaget, в которых используется, к примеру, дорогие механизмы от Nouvelle Lemania. Такие часы уже сами по себе претендуют на роль произведения искусства. Да, собраны они не на брендовом заводе. Да, не из золота, а из стали. Но и внешне и внутренне они не уступают оригиналу. Хотя их стоимость уже имеет порядок 4–6 тысячь гривень.
В последнее пару лет появились копии часов, которые собраны из оригинальных калибров и запчастей. Бизнес есть бизнес, как уже говорилось выше – торговля механизмами часов – отдельный бизнес. Естественно, что при продаже таких часов никаких документов на них быть не может.

НАЙДИТЕ ДЕСЯТЬ ОТЛИЧИЙ

Мой собеседник достает две пары одинаковых часов Breitling и предлагаем мне распознать, какая из них оригинальная. Я долго всматриваюсь. Все это похоже на популярную в детских журналах игру: найди десять отличий! Нахожу первое: на одном изделии буква «В» в логотипе как бы объемная, на другом — плоская. Да, но я ведь не знаю, как должно быть на оригинальных часах! Оказалось, в оригинале должна быть рельефная «В».
А еще на настоящем Breitling должна быть и настоящая логарифмическая линейка. На окружности корпуса нанесена шкала с цифрами. Другая (ответная) шкала нанесена на специальном кольце, которое вращается вокруг корпуса. Совмещая деления, – получаем рабочую логарифмическую линейку. Только у оригинального Breitling ответная шкала правильная, а у копии — перевернутая. Ее сколько не крути, а умножить или разделить число на число не получится. Это как если в настоящей логарифмической линейке внутренний бегунок вставить в перевернутом виде.
Я назвал только два отличия. А их там, со слов Максима, более десятка. И основное – механизм. Обычному потребителю в принципе не важно, способна ли логарифмическая линейка совершать математические действия, или она там «для мебели»? Те, у кого она есть вряд ли ее используют. Собственно еще больше из нас уже давно забыли для чего она нужна и как ей пользоваться.
Хотя, с другой стороны, существуют копии часов Breitling очень приличного качества.
Копии Rolex (если, опять же, не брать очень-очень дешевые подделки, о которым мы уже рассказали), благодаря надежности механизма, могут служить долго. От оригинала обычно отличаются тем, что вместо традиционных для этой марки алмазов циферблат украшает граненый цирконий, вместо золотых корпусов – покрытие из нитрида титана (раньше им покрывали «золотые» зубы).
«Vacheron Constantin». Настоящие часы выполнены в платиновом корпусе. Точно такие же копия – в стальном. А так – почти один в один.
Сегодня многие дорогие престижные часы, являются хронографами. (Хронограф — прибор, способный отмерять временные отрезки. Простейшим хронграфом является обычный механический секундомер, который можно остановить, обнулить и запустить вновь.) Внешне хронограф не трудно распознать потому, что у него кроме главного большого циферблата есть еще несколько (от двух до четырех) маленьких циферблатиков. Каждый из которых управляется отдельным механизмом. И две дополнительные кнопки на корпусе – «пуск/стоп» и «остановка». Такое изделие – достаточно сложный инженерный продукт. Фактически, это целый комплекс, где внутри одного калибра «упаковано» несколько механизмов. По сути это часы в часах, которые можно отстанавливать и запускать, не влияя на ход основных стрелок часов. Эти механизмы могут показывать «время в полете» или «время под водой», засекать несколько интервалов времени одновременно, служить будильником и пр.
Так вот, если в оригинальном изделии есть хронограф, в котором маленькие циферблатики показывают временные отрезки, то в копиях низкой ценовой категории на их месте, как правило, размещаются календали даты и дня недели. Таким образом достигается две цели. Во-первых, изготовители копий уходят от фотографического копирования оригинала, а во-вторых упрощают механизм, что делает его дешевым и конкурентным по цене.
В копиях по дороже хронографы настоящие, как говориться без дураков.

НЕПОДДЕЛЬНЫЕ

Однако же, есть часы, которые не подделывают? Оказывается, есть, хотя после всего того, что мне уже рассказал Максим, услышать такое было как-то странно. Прежде всего не подделывают вещи, которые и так доступны. Которые не пользуются повышенной популярностью. Лично я никогда не встречал, к примеру, паленый «Tissot».
Не подделывают часы, стоимость подделки которых будет соизмерима со стоимостью самих часов. Мы об этом уже упоминали — чудес не бывает Функционально насыщенный качественный очень сложный механизм в производстве и настройке вещь исключительно дорогая. Гораздо проще и существенно дешевле взять стандартный калибр и установить его в корпус, выполненный «по мотивам» дизайна настоящих часов.
Не подделывают часы (по крайней мере пока), использующие оригинальные технологии. Максим протягивает мне часы Traser. Наследие американских военных технологий – изначально часы разрабатывались для спецподразделений. Перед тем они у него лежали в светонепроницаемом футляре, но на циферблате отчетливо видны светящиеся крапинки, каждая размером примерно в милиметр. Это не фосфор, не люминесцентное покрытие. Часы могут хоть целый год лежать в темном футляре, и все равно будут светиться. Эти крапинки – миниатюрные стеклянные колбы. Изнутри колбы покрыты люминофором. В них закачан тритий. За счет естественной радиоактивности трития колбы будут светиться в течение пары десятков лет как минимум. Поскольку продуктом полураспада трития является поток электронов, с точки зрения радиационной безопасности Traser на порядок лучше чем часы, использующие традиционные люменисцентные покрытия.
«Фишкой» Traser, помимо надежности у устойчивости к экстремальным ситуациям (ударам, нахождению под водой и прочее) является, прежде всего всего именно эта их особенность. Если кто-то захочет сделать их копию, ему пришлось бы либо покупать GTLS элементы, что из расчета на единицу продукции было бы не дешиво, либо, по сути, повторить технологию изготовления светящихся колб. Что приблизило бы стоимость такой копии к стоимости оригинала. Пропадает всякий смысл в такой «экономии».