Предыстория этого интервью, на мой взгляд, любопытна. Не так давно на очередной встрече с друзьями я обратил внимание на запястье одного товарища, на котором красовались интересные тактические часы. Владелец часов по жизни является бойцом элитного спецподразделения. Как я понял из разговора, часы у него уже несколько лет и побывали с ним не в одной горячей точке, или, как говорится, прошли жесткую обкатку в реальных боевых условиях. И, заметьте, несмотря на экстремальную эксплуатацию, с часами ни разу не было никаких проблем, всё прекрасно работает, хотя есть и внешние потёртости, и царапины. И каково же было моё удивление, когда, присмотревшись, я увидел, что это хорошо знакомый всем бренд часов Traser.
Поэтому, когда мне предложили встретиться на выставке Arms & Hunting с главой фирмы MB-microtec господином Роджером Зигенталером (Roger Sigenthaler), я сразу согласился.
Мы встретились с ним в Москве на проходившей в октябре выставке Arms & Hunting. Поскольку Россия по-прежнему остаётся для компании довольно перспективным сегментом рынка, г-н Зигенталер любезно согласился дать для нашего издания эксклюзивное интервью. Хотя, если быть до конца откровенным, наша встреча в Гостином Дворе носила скорее характер доверительной беседы, в которой также принял участие и Микеле Старваджи (Michelc Starvaggi) — руководитель маркетинга и продаж часового бренда Traser.
* Тритий был открыт в 1934 году Эрнестом Резерфордом, Маркусом Олифантом и Паулем Хартеком и является третьим изотопом водорода. Подобно водороду, тритий излучает бета-радиацию, но для человеческого здоровья данный изотоп абсолютно безопасен — энергия распада ничтожно мала в сравнении с другими радиоактивными изотопами. Изначально тритий нашёл себе применение как основное вещество, входившее в состав тритиевой краски, которая была очень популярна у производителей часов в 60–70‑е годы прошлого века. Тогда её наносили на стрелки и метки циферблата, что позволяло определять время в тёмное время суток, поскольку в темноте эта краска ярко светилась. Хотя с того времени многие компании и продолжали заниматься новыми разработками в области тритиевых технологий, наибольших успехов добилась швейцарская химическая компания МВ‑Microtec AG.
Именно она в середине 1980‑х годов разработала технологию тритиевой подсветки — GTLS (Gasus Tritium Light Source). Торговая марка, под которой компания выпускает сегодня тритиевые источники, называется Trigalight — «Тригалайт». Возможность выпуска газовых тритиевых световых источников стала результатом десятилетних исследований и разработок в сфере радиолюминесценции, проводимых компанией MB-Microtec AG.
«MP»: Компания MB-Microtec AG существует почти 50 лет. За эти годы её продукция прочно заняла лидирующее положение благодаря своим уникальным продуктам. Расскажите, как вы сами оказались во главе компании MB-Microtec и чем занимались до этого? Кроме того, было бы очень интересно узнать, как развивалась компания все эти годы, какие были поворотные моменты и этапы?
Р. З.: Моё появление в компании Mb-Microtec было далеко не случайным. По образованию я инженер-механик, до этого много лет занимавшийся разработками в сфере медицинских технологий. Компании был необходим разносторонний инженер, способный поднять её деятельность на совершенно новый во всех отношениях уровень. И так сложилось, что свой выбор они остановили на мне.
Немного истории. До 1969 года у компании было другое название, и она занималась разработкой различных источников света для специальных приборов, но это было небезопасное производство, в котором применялись химические вещества, в том числе и фосфор. С 1988 года компания разработала и начала производить газовые тритиевые источники света — тригалайты. Это стало новым этапом её развития.
В компании был создан специальный отдел, где и по сей день создаются уникальные станки и оборудование, являющиеся по своей сути сердцем производства. Станки, на которых и производится вся высокотехнологическая продукция компании. Именно в этом отделе были разработаны и внедрены в производство уникальные лазерные технологии изготовления тригалайта, обеспечивающие наши конкурентные преимущества.
«MP»: Мы знаем, что в этом году вы запустили новую фабрику. Что можете рассказать о ней. Изменился ли как-то процесс производства тригалайтов?
Р. З.: Новое производство, несмотря на то, что ещё идёт внешняя отделка и леса снимут только весной, уже работает в полную силу. Фабрика, которой на сегодняшний день нет аналогов, во всех отношениях уникальна, начиная от самого здания и заканчивая собственно производством. Могу лишь сказать, что с её пуском объём производства вырос на 50%. Надо учесть, что тритий при промышленном производстве требует соблюдения строжайших правил и определённой технологической цепочки, которые при проектировании и строительстве фабрики были учтены и должным образом выполнены.
«MP»: Я слышал, что в этом году были созданы ультратонкие источники диаметром всего 0.3 мм, как вам это удалось?
Р. З.: Работа была проведена просто огромная. Только нашему спецотделу потребовалось полтора года, чтобы наладить производство подобных источников диаметром всего 0,3 мм — толщина человеческого волоса. И это размер внешнего диаметра. А если учесть толщину стенок трубочек плюс нанесённый на их внутреннюю поверхность порошкообразный люминофор, то для заполнения тритием остаётся ультрагонкое отверстие, которое скорее больше похоже на капилляр кровеносной системы человека, чем на рукотворное создание.
* Процесс изготовления ультратонких стеклянных трубочек-капилляров, как и нанесение люминофора на внутреннюю поверхность трубки, — одно из важнейших ноу-хау компании. После специальной очистки и сушки в трубочки засыпается порошкообразный люминофор, который благодаря активации ровным слоем покрывает внутреннюю поверхность капилляра. Процесс повторяется трижды. После проверки в ульт-рафиолетовых лучах готовые трубки отправляются в печь на сушку.
Затем с помощью высокотехнологичной аппаратуры тритий закачивается в запаянные с одного конца тру-бочки. Яркость свечения и срок службы источников напрямую зависят от количества закаченного в них трития.
После этого наступает, пожалуй, самое главное действие в производстве тригалайтов — лазерная резка с одновременным запаиванием трубочек-капилляров, которую осуществляют уникальные машины, разработанные и созданные внутри самой компании. В целях безопасности во время работы, станок герметизируется и запирается в прозрачном боксе.
На сегодняшний день компания MB-Microtec, несомненно, занимает лидирующее место среди производителей подобной продукции в мире, и мы, даже несмотря на попытки промышленного шпионажа со стороны конкурентов, уверены в своей исключительности. Можно украсть принцип производства, но смоделировать весь процесс — не реально! Мы не стоим на месте, постоянно развиваемся, улучшаем и модернизируем технологию производства. А самое важное, производство неразрывно связано с людьми, а люди — это наш главный капитал.
«MP»: Какая самая популярная сфера применения источников Trigalight и какие вы видите перспективы использования этой технологии?
Р. З.: Самая известная сегодня сфера применения световых источников MB-Microtec — это часовое производство. Наша компания производит часы под собственным брендом Traser, ставшие в мире синонимом военных часов. И это не удивительно, ведь своему первому применению данная технология обязана армии США, разместившей в 1991 году заказ на производство 60 000 часов с тритиевой подсветкой. Кроме часов, нашу подсветку можно встретить в оружейных прицелах, авиационных приборах, в рыболовных снастях, шахтах, метро, кинотеатрах и др. Везде, где требуется безопасная подсветка, без электричества и без проводов, тригалайт находит своё применение.
* Наиболее перспективным направлением развития тритиевых технологий является внедрение в повседневную жизнь тритиевых батарей. Новые батареи могут питать, например, сенсоры в глубоководных бурильных установках, миниатюрные медицинские имплантаты или устройства слежения в тёмное время суток.
«MP»: Расскажите об использовании источников для оружейных прицелов?
Р. З.: Преимущество очевидно, эффективность применения оружия, оснащённого тритиевыми источниками, в темноте возрастает в разы. Ведь ни для кого не секрет, что тритиевые источники дают стабильный свет, имеют ресурс 25 лег, не нуждаются в питании и подзарядке. Этим они выгодно отличаются от люминофоров на основе фосфора и им подобных, которые запасают энергию света в течение дня, но уже после одного часа, проведённого в темноте, теряют до 90% яркости. Что касается применения тритиевой подсветки в оружии, то она уже нашла себе широкое применение в этом сегменте.
* При установке тритиевых элементов на мушку и целик заметно повышается эффективность стрельбы в условиях ограниченной освещённости и в темноте. Поэтому ни для кого не секрет, что многие оружейные компании, такие, например, как Sphinx и Glock, продают свою продукцию уже укомплектованную системами тритиевой подсветки прицельных приспособлений. Сегодня есть подобные разработки и у российских оружейников.
Что же касается более широкого применения тритиевой подсветки в оружии, то это в первую очередь зависит от законодательства в отдельно взятой стране. Там, где разрешено законом, триглайт используется очень широко. Так, к примеру, мы разрабатываем возможность использования подсветки на армейском оружии не только в прицельных приспособлениях, а и для определения количества оставшихся в магазине патронов, для подсветки положения предохранителя и т. д.
«MP»: Как вы оцениваете ситуацию на российском рынке, испытывает ли на нём сложности продукция МВ‑Microteс?
Р. З.: Мне приятно констатировать, что наша компания нашла свою нишу на российском рынке. У нас сложились с ведущими оружейными компаниями хорошие деловые контакты, которые в перспективе мы намерены не только укреплять, но и всесторонне расширять.
«MP»: Какие новые продукты компания планирует запустить в 2018 году?
Р. З.: В принципе это пока закрытая информация, но для российских потребителей могу приоткрыть завесу секретности. Прежде всего, мы продолжаем работу с производителями оружия в России в целях более эффективного использования источников в прицельных приспособлениях. Кроме того, есть хорошие наработки с ведущими производителями оптики в плане использования тригалайта в их продукции.
«MP»: Г-н Зигенталер, могли бы вы порекомендовать нашим охотникам часы Traser?
Р. З.: Марка Traser давно является признанным лидером по производству военных часов. Именно Traser называют часами, рождёнными на ноле боя. Traser — это первая компания, установившая на циферблате газовые колбы с тритием, чтобы выполнить требования военного стандарта по контролю времени в ночных условиях. Теперь оснащение тритиевой подсветкой циферблата стало нормой для всех милитари часов. Кроме того, часы Traser за свою надёжность получили заслуженное признание среди охотников, рыбаков и любителей активного отдыха. Возможность считывать время при любой освещённости без дополнительных усилий делает их незаменимым инструментом в экстремальных условиях. Я не открою секрет, утверждая, что Traser — это лучшее, что сегодня можно предложить не только охотникам, рыбакам и бойцам спецподразделений, но и просто любителям хороших качественных часов. Они не будут разочарованы.
Мы для этого сделали всё возможное.
Источник: журнал МАСТЕРРУЖЬЕ №01/2018
Беседовал: Игорь Самохин